Легенда о недоступности Друбич для журналистов как будто подтверждалась. Ее мать и дочь уже узнавали мой голос - мать с сочувствием, дочь с явным раздражением. Я искал ее две недели и наконец нашел.
- А зачем мне
давать вам
интервью? -
спросила она.
- Клянусь,
Татьяна
Люсьеновна,
ваша личная
жизнь меня не
интересует.
- Меня тоже.
- Мы хотим вас
поместить на
обложку.
- Ни в коем
случае. Я с
удовольствием
поговорю с
вами. Но зачем
печатать?
- Мне есть о
чем вас
спросить.
Может, это еще
кому-то будет
нужно.
- Хорошо, я
приеду.
- Не забудете?
- Если я уж
соглашаюсь,
то приеду
точно.
Вечером
того же дня
Друбич через
каких-то
людей нашла
мой домашний
телефон,
чтобы
предупредить,
что опоздает
на
пятнадцать
минут.
- Таня, вы мне
представляетесь
потрясающе
честным
человеком. То
есть даже
опоздать на
пятнадцать
минут не
можете.
- Это другое. Я
просто
никогда не
опаздываю,
потому что
после этого
очень
некомфортно
себя
чувствую.
Физически
некомфортно.
- И врать вы, по-моему,
не любите?
- Странный
вопрос. А вы
любите?
- Я - да.
- Значит, вы
можете себе
это
позволить. А я
играю на
другом поле.
Нас
воспитали в
системе
отвратительных
условностей,
мы не умеем
говорить "нет".
А мне
пришлось
этому
научиться.
- Если во всем
признаться,
то есть и себе
не соврать,
жизнь станет
невозможна.
- Она и так
невозможна.
Но отменить
ничего уже
нельзя.
- Вам вообще, в
принципе,
нужно
общение с
людьми?
- Нужно,
конечно. Как
же без него?
Общение
нужно хотя бы
для того,
чтобы понять,
что оно не
нужно. Я не
капризничаю,
когда
отказываюсь
от
разговоров.
Хотя дважды
журналисты
кинули меня
действительно
очень сильно.
Один раз это
была
телепрограмма.
Я смотрела ее
вечером, одна,
на даче.
Выключила, не
сумев
досмотреть. И
всю ночь
просидела в
кресле, не
представляя,
как завтра
рассветет - и
мне уже
придется
жить с этим
позором. В
кадр попали
вещи, которые
я говорила не
для съемки, не
для записи, -
меня на них,
что
называется,
развели.
Журналисты -
это как
милиционеры,
как мусора. С
ними нельзя
говорить
откровенно, в
какой-то
момент у них
включается
профессионализм.
- Вы всегда
можете в лицо
человеку
сказать
правду?
- Сначала не
могла. Но
потом поняла,
что так
милосерднее.
- И
конформистов
не любите?
- Не люблю. Но
что называть
нонконформизмом?
Я уверена, что,
если человек
поступается
собой ради
публичности,
это снижает
его личный
масштаб.
Сергей
Соловьев, по
моему
убеждению,
гениальный
режиссер и
уникальный
человек.
Многие
недооценивают
его масштабы
именно
потому, что их
снизила
публичность.
Он все время
ощущает себя
кому-то
должным. А
должны мы
бываем
только
деньги.
Но подлинный
нонконформизм
- вещь
невыносимая,
и вряд ли он
часто
встречается.
Кто из нас
может
сказать, что
он не
примеривается
к
обстоятельствам?
Ведь была
война в Чечне,
а мы так и
жили... словно
ничего не
было... В этом
смысле,
например,
настоящим
человеком я
могу назвать
Сергея
Говорухина,
который снял
там фильм и
потерял ногу.
Кто такие
рядом с ним мы
все...
- Я удивился,
узнав, что вы
согласились
сниматься у
Зельдовича в
"Москве".
- Это
первоклассный
сценарий,
открывающий
новые
изобразительные
возможности.
Фильм почти
готов.
- И что, вам
нравится
реальность, о
которой это
кино
рассказывает?
Клубная
жизнь и
новорусские
трагедии?
- Слова "трагедия"применительно
к
современности
я стараюсь
избегать. Мы
не
трагические
персонажи. Мы
все, если
сравнивать с
чем-то
серьезным,
очень
благополучные
люди. Что
касается
фильма - это
попытка
рассказать
про время,
которое мне
все-таки
скорее
нравится, чем
наоборот.
- Бог мой, чем?!
- Все стало
честнее.
Раньше люди
беспрерывно
выделывались,
что-то
изображали
из себя.
Закупали эти
бесконечные
книги целыми
полками,
говорили об
умном,
получали
ненужное
образование...
в общем, все
время врали.
Сегодня -
голый
человек на
голой земле.
Каждый стал
стоить того,
чего стоит.
- Это и есть
самая
отвратительная
ситуация.
- Почему?
- Потому что
человек, как
говорил тут
один немец,
это его
усилие быть
человеком.
Сейчас он
этого усилия
не делает.
- И тогда не
делал.
- Тогда он
делал вид.
- Это еще хуже.
Мне все-таки
больше
нравится,
когда люди
честно
становятся
теми, кто они
есть. Когда у
того, кто был
бы в
семидесятые
годы вполне
заурядным
персонажем,
появляется
возможность
сделать
гигантские
деньги...
- И он
становится
зверем.
- Пусть так. Но
мы его видим.
Или не
становится
зверем, а
реализуется.
Когда мне
было
семнадцать,
мне в душу
запала фраза
Валерия
Плотникова,
одного из
немногих
настоящих
западников
того времени,
совершенного
Чаадаева по
складу ума: "Что
советский
мужчина
может дать
женщине?"И
действительно
- что?
Бизнес не
может быть
содержанием
жизни.
Человек не
должен
сходить с ума,
если рушится
его
состояние.
Бизнес - по
крайней мере,
в моем случае
- возможен как
хобби,
позволяющее
расширить
общение и
чему-то
научиться.
- Но те, кому
сейчас
пятнадцать - и
кого я знаю
очень хорошо,
- вследствие
этой
честности, о
которой вы
говорите,
вообще не
читают книг.
Они честно
превращаются
в
полуживотных,
для которых
культура -
безнадежное
излишество.
Это честно, по-вашему?
- У меня
бывают такие
мысли.
Культура не
может быть
уделом всех, и
всеобщее
среднее
образование -
тоже. И я не
заставляю
свою
четырнадцатилетнюю
дочь читать
книги, потому
что опасное
это дело - с
ранних лет
много читать.
- А вы много
читали?
- Я? Очень.
Поколение, о
котором вы
говорите, -
это расплата
наша. Они
первыми
увидели, как
мало
соотносятся
между собою
вложенный
труд и
заработанный
результат.
Они увидели,
что можно всю
жизнь
впахивать и
остаться ни с
чем, а можно
не делать
ничего и жить
превосходно.
Для
следующих
поколений
это уже не
будет таким
шоком.
- А
собственное
поколение
вас
устраивает?
- Да. Не все
встроились в
новую модель,
но тех, кто
встроился, - я
думаю, еще
оценят. На
подвиг
способны
девяносто
девять
процентов
людей. А вот
ежедневно
выживать и не
свихнуться -
это достойно,
здесь
чувствуется
масштаб. Для
меня человек,
который
каждый день
ходит за
хлебом, тащит
жизнь и
умудряется
не
скурвиться -
тоже герой.
- Вы следите
за политикой?
- Ровно в той
степени, как
всякий
нормальный
гражданин. Я
постаралась
выстроить
свою жизнь
так, чтобы
зависеть от
политики как
можно меньше.
Не
устраивает
меня, скажем,
Зюганов, но
это
происходит
не на
сознательном,
а на чисто
физиологическом
уровне, это
брезгливость...
А в принципе
боюсь я
только
одного - что в
один
прекрасный
день
заставят
сдать
загранпаспорта.
Все мы
задавали
себе этот
вопрос: ехать
- не ехать... Я
ответила так:
зарабатывать
здесь как
можно больше,
чтобы ездить
туда как
можно чаще.
- Вы еще
работаете в
поликлинике?
- Уже нет.
- А где тогда?
- Нигде. Я
сейчас не
работаю.
- А на что
живете?
- Нет, ну как на
это отвечать?!
- По-моему, вам
много денег
не нужно...
- Это как
сказать. Без
необходимого
могу, без
лишнего
никогда.
- Это не вы
придумали, а
Ахматова.
- Я знаю.
- Вас никогда
не
раздражают
больные?
- Я подсчитала,
что на приеме
примерно
шестнадцатый
человек - мой
личный враг.
Это не
столько
раздражение,
сколько
усталость. Но
вообще я
отношусь к
больным
примерно так
же, как вы к
интервьюируемым.
Это ведь ваша
работа? Вы не
раздражаетесь?
- Я имею дело в
основном со
здоровыми.
- Здоровых нет.
- Ну уж!
Больной
очень жалок,
по-моему.
Человек
вообще жалок,
когда
цепляется за
жизнь.
- По идее за
жизнь
цепляться не
надо. Очень
многие
подлости
могли бы не
совершиться,
если бы
человек не
боялся
смерти.
Болезнь и
смерть,
говорю как
медик,
необходимы
для
сохранения
вида... Но это
мы сейчас с
вами так
говорим,
относительно
молодые,
относительно
здоровые.
Когда нам
будет по
восемьдесят,
подозреваю,
мы оба не
откажемся
сходить в
банк
клонированных
органов и
взять себе
новенькую
печень...
- А это будет
возможно?
- Абсолютно
реально.
- Вы терапевт?
-
Эндокринолог.
-
Неэстетично.
Если бы
кардиолог...
- Врач - вообще
не очень
эстетичная
профессия. В
любом случае.
Но все равно
главная, если
не
единственная.
Сначала
Господь Бог,
потом врач.
- В Бога вы, по-моему,
не должны
верить.
- Сложно
сказать.
- Во всяком
случае,
бессмертие
души вы вряд
ли
допускаете.
- Не знаю,
честно. Но
если человек
столько
делает для
бессмертия -
пишет,
снимает,
изучает, -
если все его
усилия
направлены
на
преодоление
смерти,
значит,
бессмертия
скорее всего
действительно...
впрочем, нет,
не знаю.
- А
физическое
бессмертие
достижимо?
Спрашиваю
как врача.
- Знаете, если
вот этот век
был веком
революции
технической,
то следующий
начнется с
биологической.
Современная
медицина уже
сейчас в
состоянии
доказать - об
этом мне
говорил
академик, чей
авторитет
бесспорен, -
что есть люди
и есть нелюди.
Они различны
даже на
генетическом
уровне.
-
Представляете
- а если их не
два класса, а
двадцать
пять? Как у
Гребенщикова:
есть люди
типа А и люди
типа Б!
- Запросто.
- Но тогда
проблемы с
браком
вообще не
будет. Сдаешь
анализ крови -
и тебе
подбирают
партнера
твоей группы...
- Думаю, что
отношения
полов вообще
совершенно
изменятся.
Проще будет
менять,
прогнозировать
пол...
Продолжительность
жизни, мне
кажется,
дойдет лет до
ста
пятидесяти -
двухсот.
Некоторые
признаки
этого я
замечаю и
сейчас.
Сравнить
хоть нас и
родителей: те
в сорок лет -
взрослые,
умудренные
люди. Мы в
сорок - в
большинстве -
такие дети! А
иные, я гляжу,
и в пятьдесят...
Значит, люди
чувствуют,
что у них что-то
впереди, что
они успеют
стать
взрослыми.
Человек
подсознательно
чувствует, на
сколько он
рассчитан.
- Что такое
для вас
инфантилизм?
- Отсутствие
религиозного
чувства. То
есть... это не
обрядность,
не вера в
личного Бога,
не поведение
даже...
Религиозное
чувство - это
понимание,
что на свете
есть что-то
более важное,
чем твоя
жизнь. Почему
так хорошо
воюют
исламские
фундаменталисты,
так отважно
действуют
курды? Потому
что есть вещи,
которые им
дороже жизни.
Инфантилизм -
это когда
человек все
время
заслоняется
от жизни
какими-то
игрушками.
Например,
пытается
пройти туда,
куда пускают
не всех. Через
VIP-зал.
- Это вы
толкучку на
михалковскую
премьеру
имеете в виду?
- Ну, хотя бы... Но
там-то как раз
все
естественно.
Продюсерская
кампания
прошла на
пять с плюсом.
Есть кино
определенного
типа, его и
презентовать
надо по
определенному
разряду. Я не
понимаю, чего
все на него
накинулись...
Какими-то
смешными
вещами
заняты люди.
Ну вот
скажите,
какой смысл
ругать кино?
- Люди боятся,
что им
навяжут
такое
будущее...
сусального
плана...
- Люди боятся
ЛЮБОГО
будущего.
Какое им ни
покажи - они
будут
недовольны.
Очень многие
вообще
заняты
вещами,
смысла
которых я не
понимаю. Это
все какие-то
отвлечения,
какое-то... ну,
как моя
героиня
говорит в "Москве":
кажется, что
твердая вещь,
а ткнешь -
внутри
картофельное
пюре.
Соловьев
однажды
процитировал
мое давнее
определение,
с которым я и
теперь
согласна: век
фуфла. Век
подмен. Все
это с дикими
понтами.
- За это
определение
Соловьев вас,
кажется,
назвал
островом
идеального в
реальности...
- Ну, он имел в
виду не
идеальность
мою, а
идеализм.
- Вы можете
себе
позволить
такую
прямоту.
Женщине
вообще проще
быть
нонконформисткой.
- Почему?
- Баба - она как
Бог, для нее
таких вещей,
как доброта,
вообще нет.
Она всегда на
стороне силы.
- Сила бывает
разная,
бывает сила
таланта, ума...
Но вообще вы
правы.
- Я вам больше
скажу. Баба
всегда
приземляется
на четыре
лапы.
- Вот уж нет!
Она ближе к
жизни,
органичнее,
это верно... Но
жизнь ведь
тоже
довольно
уязвима.
- Вот вам
пример: когда
мужчина
уходит от
женщины, он
чувствует
виноватым
себя. Когда
женщина от
мужчины -
чувствует
виноватым
его.
- Совершенная
неправда! Я
всегда
чувствовала
виноватой
себя. И вовсе
не
приземлялась
на четыре
лапы. Вообще
доказано, что
женщины от
природы
испытывают
чувство вины
значительно
чаще и
переживают
его
драматичнее,
нежели
мужчины. Я не
исключение.
- Но коль
скоро уж мы
заговорили о
вашей личной
жизни, от
которой так
старательно
убегали, -
уходя от
Соловьева, вы
же не могли не
понимать, что
ломаете его
жизнь?
- Не убеждена.
Мне кажется,
ничью жизнь
вообще
нельзя
сломать - во
всяком
случае, это не
может быть
делом рук
одного
человека. Но
думаю, что,
уходя, я ее
как раз
выправила. Я
вообще
сомневаюсь,
можно ли
прожить всю
жизнь с одним
человеком. Я
смотрю на
многие браки
моих
ровесников и
не понимаю,
что держит их
вместе. Дети?
Это
прекрасно, но
все-таки
недостаточно.
Надеюсь,
институт
брака в
начале
будущего
века станет
совершенней.
- Вам совсем
не нужен кто-то
рядом?
- Почему, я и
сама думаю, и
дочери
объясняю, что
счастье - это
правильный
выбор трех
вещей.
Человека
рядом.
Профессии...
нет, точнее -
деятельности.
Места, где
живешь.
- А вы
довольны
местом, где
живете?
- Нет, меня не
устраивает
климат.
Вообще место,
где нет моря,
не может мне
подходить.
- А какое
может?
- Визуально -
Латинская
Америка, но
там жить
нельзя, во
всяком
случае,
постоянно...
Если бы я
могла, жила бы
в Крыму. Лучше
Крыма я в
своей жизни
ничего не
видела. Еще в
Париже
хорошо...
- Вы намерены
сниматься и
впредь?
- Кино - это
скорее
случайность
в моей жизни,
которой
лучше бы и не
было. У меня
нет
совершенных
актерских
данных.
Например, я не
пластична, не
обладаю
низким
стартом.
- То есть?
- То есть не
могу с места в
карьер
разрыдаться
или
расхохотаться.
Я
однообразна.
И вообще кино
меня
интересует
больше как
зрителя. Я
очень
серьезно
отношусь к
этому делу.
Поэтому у
меня так мало
ролей. Перед
рязановскими
"Дуралеями"я
не снималась
шесть лет. И
не жалею.
- Скажите
опять же как
врач, что
лучше для
здоровья -
мучить себя
тренировками,
бегом, диетой
или
позволять
себе все?
Рязанов,
например,
никогда ни в
чем себе не
отказывал...
- Да, Рязанов
ест много, он
это любит. Но
тем не менее в
семьдесят
лет у него
юношеская
энергия и
кристально
ясное
сознание. Тут
раз на раз не
приходится.
Андрей
Кончаловский
в свои
шестьдесят
феноменально
красив и
молод - всю
жизнь бегал,
прыгал...
Приятно
посмотреть,
особенно на
фоне
ровесников.
Но в общем,
конечно,
следить за
собой надо. Не
потому, что я
призываю
безумно
дорожить
жизнью,
спортивной
формой (я сама
неспортивный
человек
совершенно,
просто
вынослива от
природы) -
противен тип
людей,
озабоченных
только
функционированием
своего
организма.
Здоровым
надо быть,
чтобы не
обременять
других.
Здоровье - это
комфорт, не
больше, но и
не меньше.
- Насчет еды:
многие жрут
исключительно
в порядке
компенсации.
Все плохо,
настроение
никуда - так
хоть поем как
следует...
- Это бывает.
Есть даже
термин такой -
"ожирение
эмигранта".
Такая тоска
по родине, что
все время что-нибудь
ешь. Но на
меня в случае
ностальгии
еда не
действует.
Тем более что
люди моего
поколения на
свою родину
все равно не
попадут уже
никогда.
- У вас есть
любимая и
нелюбимая
картина?
- Из тех, что не
со мной?
- С вами.
- Любимая - "Черная
роза - эмблема
печали,
красная роза -
эмблема
любви".
Нелюбимая и
даже
ненавидимая -
"Асса".
- А из тех, что
не с вами?
- "Летят
журавли". Я
люблю
хорошее кино.
Не люблю
старательно
изображаемой
высоколобости...
Лучший
русский
фильм
последних
десяти лет - "Астенический
синдром"Киры
Муратовой.
Вообще
современное
искусство я
плохо знаю.
Мне кажется,
почти все
искусство ХХ
века - это вот
открыл
человек
какой-то
прием, феньку,
и на этом
приеме так до
конца и едет.
Однообразие
и
эксплуатация,
выдаваемые
за "свое лицо".
- А есть у вас
любимый
роман?
- "Анна
Каренина".
Толстой был
гений в
полном
смысле. Ему
повезло
столько
прожить,
чтобы до
этого
дописаться (ранний-то
он не очень
нравится мне).
Настоящих
гениев за всю
историю
человечества
было, я думаю,
не больше
четырехсот.
Во всех
областях, от
музыки до
математики. И
не всем,
наверное,
повезло
осуществиться...
хотя нет.
Гений не
может не
осуществиться,
в него
программа
заложена -
сделать
максимум.
- Но вы бы Анну
сыграть не
смогли.
- И не стала бы.
Лучшей Анной,
которую я
видела, была
Самойлова.
Отличная
Анна - Евгения
Симонова в
недавнем
спектакле
Андрея Эшпая. -
Кстати, живут
же вместе
Симонова и
Эшпай - дивно
гармоничная
пара!
- Да, живут...
- У вас
никогда не
было
комплексов
по поводу
того, что муж
намного
старше вас?
Или вы себя
чувствовали
его
ровесницей?
- Это он меня
чувствовал
своей
ровесницей.
- Вы водите
машину?
- Да, и неплохо.
В "Дуралеях"сама
вожу. Я даже
дала
интервью
журналу "За
рулем". Мне
очень этого
не хотелось,
но мамина
соседка по
даче, дочь
которой там
работает, ее
попросила...
Мама сказала,
чтобы я не
отказывалась.
Она вообще у
меня такой
человек...
считает, что
надо
разговаривать
со всеми...
- А кто она по
профессии?
- Экономист.
- Дочь уже
выбрала
занятие?
- К сожалению,
нет.
- Вы зависите
от погоды?
- Хотела бы я
посмотреть
на человека,
который от
нее не
зависит.
Особенно
если он -
женщина,
которая по
природе
своей
циклична.
Конечно, и от
погоды
завишу, и от
времени года.
Весной и
летом
чувствую
себя лучше
всего.
- Я бы мог вас и
еще мурыжить
расспросами,
но совесть не
позволяет.
Вообще,
знаете, я
многие ваши
ответы
угадал. Так
что мог бы
почти все
интервью
написать
заранее, не
вытаскивая
вас в
редакцию и не
заставляя
разговаривать.
- Ну и
напишите!
Задайте еще
несколько
вопросов и
сами
ответьте, я
разрешаю.
Будет даже
интереснее.
- Слушайте, а
вы всегда
себя так
контролируете?
- Нет. Когда
очень
сильное
чувство, не
контролирую.
Если
совершается
какая-то
безнравственность
- измена,
например, - то
можно
простить...
или хоть
понять... при
условии, что
это сделано
из-за сильной
страсти или
больших
денег.
- Из-за денег
тоже?
- Тоже. Я
говорю "понять",
а не "оправдать".
Из-за всего
остального -
нельзя,
потому что
это мелочно.
- Вы когда-нибудь
пробовали
наркотики?
- Нет.
- А под общим
наркозом
бывали?
- Я из него не
выхожу.